Спустя 90 лет физики наконец поймали загадочный вигнеровский кристалл

Спустя 90 лет физики наконец поймали загадочный вигнеровский кристалл The triangular Wigner crystal.

Электроны — чудесные мелочи. Они часто висят на орбитах атомных ядер, но им это не обязательно — Вселенная полна суетящихся электронов.

Девяносто лет назад физик-теоретик Юджин Вигнер предположил, что им не нужно грохотать. либо о том, что свободные электроны могут сталкиваться вместе в особом виде материи, в которой вообще нет атомов, а есть только электроны, запертые в результате собственного отталкивания в аккуратной кристаллической решетке.

Это известно как вигнеровская решетка. кристалл, и физики наконец получили прямые наблюдательные доказательства того, что он может существовать.

«Кристалл Вигнера — одна из самых удивительных квантовых фаз материи, которая была предсказана, и предмет многочисленных исследований, утверждающих, что они нашли в лучшем случае косвенное свидетельство его образования», — говорит физик Аль Яздани из Принстонского университета.

«Визуализация этого кристалла позволяет нам не только наблюдать за его формированием, подтверждая многие его свойства, но мы также можем изучать его в так, как вы не могли этого сделать в прошлом».

Кристалл — это способ расположения атомов в твердом веществе. В типичных кристаллических материалах атомы связаны друг с другом таким образом, что образуют повторяющийся узор в пространстве.

В новаторской статье Вигнера 1934 года было высказано предположение, что электроны могут образовывать аналогичные структуры, чему способствует, а не препятствует взаимное взаимодействие. отталкивание, создаваемое отрицательным зарядом, переносимым всеми электронами.

При чрезвычайно низких температурах и низких плотностях отталкивающее взаимодействие между электронами, как он предположил, должно привести к тому, что их потенциальная энергия доминирует над их потребностью перемещаться, вызывая их распадаться на кристаллоподобные решетки.

Эти кристаллы будут вести себя не в соответствии с классической физикой, а в соответствии с квантовой механикой, при этом связанные электроны будут вести себя не как дискретные частицы, а как отдельная волна. Различные эксперименты с использованием двумерных систем, предназначенных для обнаружения результатов такого поведения, позволили получить косвенные доказательства существования вигнеровских кристаллов, но прямые доказательства найти было немного сложнее.

«Их буквально сотни. научных работ, изучающих эти эффекты и утверждающих, что результаты должны быть связаны с кристаллом Вигнера, — говорит Яздани, — но нельзя быть уверенным, потому что ни в одном из этих экспериментов кристалл на самом деле не виден».

Принимая во внимание недостатки этих экспериментов, группа физиков Йен-Чен Цуй, Минхао Хэ и Ювэнь Ху из Принстонского университета разработала эксперимент, который, как они надеялись, решит предыдущие проблемы и откроет кристалл.

Они использовали магнитные поля, чтобы индуцировать электронный вигнеровский кристалл в графене, а не в каком-то старом графене. Материал должен был быть максимально чистым, чтобы исключить любые эффекты, которые могли возникнуть из-за атомных дефектов.

Два листа графена были подготовлены и расположены в определенной конфигурации, а затем охлаждены до температуры, незначительно превышающей абсолютную. нуль. Затем было применено магнитное поле для настройки плотности электронного газа, зажатого между слоями.

Кристалл Вигнера, обнаруженный с помощью СТМ. (Йен-Чен Цуй, Принстонский университет)

Кристалл Вигнера имеет зону наилучшего восприятия электронной плотности. Если плотность слишком мала, электроны будут отталкивать друг друга и просто отдаляться. Если плотность слишком высока, электроны сольются в электронную жидкость.

В пятне Златовласки электроны попытаются оттолкнуть друг друга… но их выход будет прерван другими электронами. Таким образом, они просто выстраиваются в сетку, сохраняя между собой как можно большее равноудаление.

Чтобы измерить эту кристаллическую фазу, исследователи использовали сканирующую туннельную микроскопию высокого разрешения (СТМ). . СТМ использует квантовое туннелирование для исследования материалов на атомном уровне, чего не может достичь оптическая микроскопия.

«В нашем эксперименте мы можем получить изображение системы, настроив количество электронов на единицу площади. Просто изменив плотность, вы можете инициировать этот фазовый переход и обнаружить, что электроны самопроизвольно формируются в упорядоченный кристалл», — объясняет Цуй.

«Наша работа дает первые прямые изображения этого кристалла. Мы доказали, что кристалл действительно существует, и мы можем это видеть».

Их измерения также подтвердили модели, описывающие решетку как треугольную, когда она ограничена двумерным пространством, хотя выяснилось, что она может оставаться стабильной, поскольку плотность настраивается в довольно большой степени – что противоречит предыдущим теориям о том, что диапазон плотности должен быть весьма небольшим. Они также обнаружили, что электроны занимают не одну точку решетки, а размытый диапазон положений, описываемый как движение нулевой точки.

«Электроны, даже будучи вмороженными в вигнеровский кристалл, должны демонстрировать сильное движение нулевой точки», — говорит Яздани. «Оказывается, это квантовое движение покрывает треть расстояния между ними, что делает кристалл Вигнера новым квантовым кристаллом».

Результаты были опубликованы в журнале Nature. р>

logo