Ученые: таяние Вечной мерзлоты ускорилось – это может привести к высвобождению древних вирусов и огромного количества углерода
Вечная мерзлота — замерзшая почва — встречается в основном в северном полушарии, где она покрывает около четверти открытых площадей, возрастом в тысячи лет.
Она охватывает широкий пояс между Северным полярным кругом и бореальными лесами, Аляски, Канады и России.
Глубина может варьироваться от нескольких до сотен метров.
По оценкам, в вечную мерзлоту заключено до 1,7 триллиона тонн углерода в виде замороженного органического вещества — остатков гниющих растений и давно умерших животных, покрытых ледниковыми щитами.
Почвы вечной мерзлоты содержат примерно в два раза больше углерода — главным образом в форме метана и CO2 — чем атмосфера Земли.
Когда вечная мерзлота оттаивает, это вещество нагревается и разлагается, в конечном итоге высвобождая углерод, который он содержит в виде углекислого газа (CO2) и метана, газов, которые оказывают парниковое потепление на планету.
Согласно докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), опубликованному в сентябре 2019 года, значительная часть вечной мерзлоты может растаять к 2100 году, если загрязнение CO2 продолжится, что приведет к выбросу «углеродной бомбы» парниковых газов.
Таяние вечной мерзлоты также угрожает высвободить болезнетворные бактерии и вирусы, которые давно попали в лед.
Уже было несколько случаев, когда это происходило.
В 2016 году была зафиксирована смерть в далекой северной части Сибири России от вспышки сибирской язвы, которая, как утверждают ученые, возникла от останков зараженных северных оленей, захороненных 70 лет назад, но высвобожденных таянием вечной мерзлоты.
Освобожденная ото льда, сибирская язва, похоже, была передана пасущимся стадам.
Ученые также предупреждают, что глобальное потепление может вызвать другие дремлющие патогены, захороненные в мерзлой почве, например, из старых могильников оспы.
В 2014 году ученые возродили гигантский, но безвредный вирус, названный Pithovirus sibericum, который был заперт в вечной мерзлоте Сибири более 30 000 лет.
Agence France-Presse.