Головоногие моллюски смогли пройти когнитивный тест, разработанный для детей
Новый тест на сообразительность головоногих моллюсков подтвердил, насколько важно не преуменьшать интеллект животных.
Каракатицы прошли новую версию теста на зефир, и результаты демонстрируют, что в их странных маленьких мозгах происходит нечто большее, чем мы знали.
По словам исследователей, их способность к обучению и адаптации могла развиться, чтобы дать каракатицам преимущество в беспощадном морском мире, в котором они живут.
Тест с зефиром или Стэнфордский эксперимент довольно прост. Ребенку дают зефир и говорят, что если он сумеет не есть зефир в течение 15 минут, то получит второй зефир и можно съесть оба.
Эта способность откладывать удовлетворение демонстрирует когнитивные способности, такие как планирование будущего, и первоначально тест проводился для изучения того, как развивается человеческое познание; в частности, в каком возрасте человек достаточно умен, чтобы отложить получение вознаграждения, если он получит лучший результат позже.
Поскольку тест прост, его можно подготовить для животных. Очевидно, вы не можете сказать животному, что оно получит лучшую награду, если подождет, но вы можете научить их понимать, что еда станет лучше, если они не съедят еду прямо сейчас.
Некоторые приматы, как и собаки, могут откладывать получение удовольствия, хотя и непоследовательно. Некоторые виды ворон тоже.
В прошлом году каракатицы также прошли тест на зефир. Ученые показали, что обыкновенная каракатица (Sepia officinalis) может воздерживаться от утренней трапезы из крабового мяса, если она узнавала, что обед будет чем-то, что им больше нравится – например, креветки.
Команда исследователей во главе с экологом Александрой Шнелл из Кембриджского университета отметила в своей новой статье, что в данном случае трудно определить, было ли это изменение в поведении кормодобывания в ответ на доступность добычи, что также обусловлено способностью проявлять самообладание.
Поэтому они разработали еще один тест для шести обычных каракатиц. Каракатиц поместили в специальный резервуар с двумя закрытыми камерами с прозрачными створками, чтобы молюски могли видеть, что внутри. В камерах разместили пищу — менее популярное крабовое мясо в одной и гораздо более соблазнительные живые креветки в другой.
На дверях также были символы, которые каракатицы были обучены распознавать. Круг означал, что створка откроется сразу. Треугольник означал, что створка откроется через промежуток времени от 10 до 130 секунд. А квадрат, использовавшийся только в контрольных условиях, означал, что дверь оставалась закрытой на неопределенный срок.
В условиях испытания мясо краба помещались за открытую дверь, а живые креветки были доступны только после некоторой задержки. Если каракатица уходила за крабом, креветку сразу же удаляли.
Между тем, в контрольной группе креветка оставалась недоступной за дверью с квадратным символом, которая не открывалась.
Исследователи обнаружили, что все каракатицы в тестовых условиях решили дождаться своей любимой еды (живых креветок), но не потрудились сделать это в контрольной группе, где они не могли получить к ней доступ.
«Все каракатицы в настоящем исследовании ждали лучшей награды и терпели задержки до 50–130 секунд, что сопоставимо с тем, что мы видим у позвоночных с большим мозгом, таких как шимпанзе, вороны и попугаи», — сказал Шнелл.
Кажется, что каракатица может проявлять самоконтроль, но не совсем понятно почему. У таких видов, как попугаи, приматы и врановые животные, отсроченное вознаграждение было связано с такими факторами, как использование инструментов (потому что это требует предварительного планирования), запасание пищи (по очевидным причинам) и социальная компетентность (из-за просоциального поведения — например, обеспечение того, чтобы все были сыты — приносит пользу социальным видам).
Насколько нам известно, каракатицы не используют инструменты, не хранят пищу и не особо общаются. Исследователи полагают, что эта способность откладывать удовлетворение может иметь какое-то отношение к тому, как каракатицы добывают себе пищу.
«Каракатицы проводят большую часть своего времени, маскируясь, сидя и ожидая, перемещаясь короткими промежутками в поисках пищи», — сказал Шнелл.
Это увлекательный пример того, как разный образ жизни у очень разных видов может привести к схожему поведению и когнитивным способностям. Команда отметила, что в ходе будущих исследований следует попытаться определить, действительно ли каракатицы способны планировать будущее.
Исследование команды опубликовано в Proceedings of the Royal Society B.