NASA представило первые снимки пылевой бури на Титане

NASA представило первые снимки пылевой бури на Титане 1

Группа ученых во главе с Себастьяном Родригесом, астрономом из Университета Париж Дидро во Франции получила впечатляющие результаты во время изучения материалов полученных с космического зонда «Кассини». Согласно новому исследованию, Земля имеет еще одно поразительное сходство с Титаном, спутником Сатурна — помимо геологии и углеродного цикла, ученые выявили активный пылевой цикл, при котором органическая пыль может быть поднята из больших дюнных полей вокруг экватора Титана. Об этом сообщается на официальном сайте NASA.

Титан — это невероятно интригующий мир. Фактически, это единственный спутник в Солнечной системе у которого есть атмосфера как и у Земли и единственное небесное тело, которое обладает запасами жидкости на поверхности. Однако есть одна большая разница: на Земле такие реки, озера и моря заполнены водой, а на Титане это метаны и этан. При столь уникальном цикле молекулы углеводородов испаряются, конденсируются в облака и падают дождем обратно на поверхность.

Погода на Титане варьируется от сезона к сезону, как и на Земле. В частности, во время равноденствия (время, когда Солнце пересекает экватор Титана) массивные облака могут образовываться в тропических регионах и вызывать сильные метановые бури. Зонд «Кассини» наблюдал такие штормы во время пролета мимо спутника.

Собрание изображений во время пролета аппарата мимо Титана в 2009 и 2010 годах фиксирует три случая, когда на снимках, сделанных спектроскопом визуального и инфракрасного отображения космического корабля, внезапно появляются ясные яркие пятна.

Когда Родригес и его команда впервые заметили три необычных экваториальных оттенка в инфракрасных изображениях, снятых «Кассини» во время северного равноденствия на Титане в 2009 году, они думали, что это какой-то вид метановых облаков, однако дальнейшие исследование показало, что это было нечто совсем другое.

«Из того, что мы знаем о образовании облаков на Титане, можно сказать, что такие метановые облака в этой области и в это время года физически невозможны», — сказал Родригес. «Конвективные метановые облака, которые могут развиваться в этой области и в течение этого периода времени будут содержать огромные капли и должны находиться на очень большой высоте — намного выше, чем 10 километров, на это указывают наши модели».

Кроме того ученые выяснили, что эти особенности на поверхности Титана не могли быть в виде холодных метановых дождей или ледяных лав. Такие поверхностные пятна имели бы различную химическую составляющую и оставались бы видимыми намного дольше, чем яркие образования, которые были видны всего лишь с 11 часов в течение пяти недель.

Кроме того, моделирование показало, что характеристики должны быть атмосферными, но все же близкими к поверхности — то есть, скорее всего, это очень тонкий слой мелких твердых органических частиц. Более того, они находились прямо над дюнами на экваторе Титана, поэтому единственным оставшимся объяснением было то, что пятна были фактически облаками пыли, поднятыми из дюн.

Органическая пыль образуется, когда органические молекулы, образованные в результате взаимодействия солнечного света с метаном, вырастают до достаточно крупных размеров в следствие чего падают на поверхность. По мнению Родригеса им удалось наблюдать первую бурю на Титане и это естественный процесс.

«Мы считаем, что зонд «Гюйгенс», который приземлился на поверхности Титана в январе 2005 года, поднял небольшое количество органической пыли по прибытии ввиду его мощного аэродинамического следа», — отметил Родригес. «Но то, что мы заметили здесь, анализируя данные «Кассини», происходит в гораздо более широком масштабе. Скорости приповерхностного ветра, необходимые для поднятия такого количества пыли, как мы видим в этих пыльных бурях, должны быть очень сильными — примерно в пять раз сильнее, чем средние скорости ветра, выявленные в результате измерений зонда «Гюйгенс».

 

Редакция и перевод: Колупаев Дмитрий

logo