Климатическая «аномалия», возникающая раз в столетие, могла повлиять на результаты Первой мировой войны
Согласно новому исследованию, аномально плохая погода, оказала значительное влияние на количество погибших, как в результате Первой мировой войны, так и в результате пандемии испанского гриппа 1918 года, когда из-за проливных дождей и резкого падения температуры погибло гораздо больше людей.
Благодаря подробному анализу ледяного керна, извлеченного из швейцарско-итальянских Альп, ученые смогли внимательно изучить климатические модели в Европе в период с 1914 по 1919 год, впервые связав их с войной и пандемией.
Необычно влажные и холодные условия вполне могли способствовать большему количеству жизней, потерянных на поле боя, а также мешать миграционному перемещению птиц — потенциально сближая птиц и людей.
«Атмосферная циркуляция изменилась, и в течение шести лет по всей Европе было намного больше дождей, гораздо более холодная погода», — говорит климатолог Александр Мор из Гарвардского университета. «В данном конкретном случае это была аномалия появляющаяся раз в 100 лет».
«Я не говорю, что она стала «причиной» пандемии, но она определенно обладала дополнительным обостряющим фактором к и без того взрывоопасной ситуации».
Конечно, сообщения об ужасных условиях в окопах Первой мировой войны не новы — дождь и грязь хорошо задокументированы. Новое исследование связывает эти условия с экологическими моделями, которые наблюдаются раз в столетие.
Следы морской соли, застрявшей в ледяном керне, показали чрезвычайно необычные притоки воздуха из Атлантического океана и связанные с ними осадки зимой 1915, 1916 и 1918 годов, что совпало с пиками смертности на полях битв в Европе.
Всего в Первой мировой войне погибло около 10 миллионов военнослужащих. Такие проблемы, как обморожение, усугублялись постоянно влажными условиями, в то время как трясина, образовавшаяся на поле боя, означала, что выздоровление и спасение раненых солдат было намного сложнее. Утопление, заражение и пневмония унесли больше жизней, чем военные действия.
«Мы обнаружили, что связь между более влажными и холодными условиями и повышением смертности особенно сильна с середины 1917 г. до середины 1918 г., охватывая период от третьей битвы при Ипре до первой волны испанского гриппа», — говорит археолог Кристофер Лавлак из Ноттингемский университет в Великобритании.
Исследователи предполагают, что эта климатическая аномалия не только ухудшила условия для солдат, но и сыграла большую роль в создании идеальных условий для штамма гриппа H1N1, который спровоцировал еще более смертоносную вторую волну испанского гриппа, которая усилилась по окончании войны.
Эта часть исследования носит более умозрительный характер, но исследование указывает на плохую погоду как на причину, по которой кряквы — основной резервуар H1N1 — остаются в Западной Европе, а не мигрируют в Россию как обычно. Это сделало бы их ближе к военным и гражданскому населению, которое уже борется с антисанитарными условиями.
Исследователи предполагают, что больше воды означало бы более быстрое распространение вируса, поскольку он смешивался с птичьим пометом, и, возможно, передачу более опасного штамма гриппа, который впоследствии унес жизни 2,64 миллиона человек в Европе. Сегодня, когда мир снова сталкивается с пандемией и климатическими аномалиями, из истории можно извлечь важные уроки.
Исследование опубликовано в GeoHealth.