Бетельгейзе выглядит тусклее, чем обычно. Может ли это означать, что скоро она взорвется сверхновой?
Вы заметили, что Орион — одно из самых знаковых и знакомых из зимних созвездий — выглядит немного … по-другому в последнее время? Виновником является его звезда верхнего плеча Альфа Орионис, она же Бетельгейзе, которая выглядит заметно потускневшей, самой тусклой в 21 веке.
Вечером в пятницу, 20 декабря, мы начали обсуждать тенденцию «Бетельгейзе» в социальных сетях и обнаружили источник волнения: 8 декабря, статья исследователя из Университета Вилланова «Обморок близлежащего красного супергиганта Бетельгейзе».
Оценки кривой блеска, предоставленные Американской ассоциацией наблюдателей переменных звезд (AAVSO), подтвердили утверждение о том, что звезда действительно потускнела примерно на одну звездную величину или чуть больше половины от ее обычной величины от +0,5 до +1,5.
Однако, изменение в одну звездную величину не является необычным для переменной звезды, такой как Бетельгейзе … но такое большое падение всегда дает астрономическому сообществу повод задуматься.
Красная гигантская звезда, в 12 раз массивнее нашего Солнца находится на расстоянии около 700 световых лет от Земли. Изменчивость красно-оранжевого гиганта Бетельгейзе была впервые отмечена астрономом сэром Джоном Гершелем в 1836 году.
Физически звезда в настоящее время раздута до радиуса восьми астрономических единиц (AU). Если вы поместите ее в центр нашей Солнечной системы, Бетельгейзе может занять все пространство до орбиты Юпитера.
Этот факт также позволил астрономам использовать первые грубые оптические интерферометрические измерения с 2,5-метрового телескопа в обсерватории Маунт-Уилсон для измерения физического диаметра Бетельгейзе в 50 миллисекунд.
В конце 1980-х астрономы использовали новую технологию интерферометрии для маскировки апертуры, чтобы получить первое прямое «изображение» Бетельгейзе.
За Бетельгейзе всегда стоит присматривать, потому что это один из кандидатов в нашей галактике на сверхновую.
Мы часто видим сверхновые в далеких галактиках, но в телескопической эре такого события в нашей галактике не наблюдалось: Звезда Кеплера в 1604 году в созвездии Змееносца была последней сверхновой, наблюдаемой в Млечном Пути, хотя сверхновая в соседнем Большом Магеллановом Облаке устроила хорошее шоу в 1987 году.
Красный гигант, такой как Бетельгейзе, живет быстро и умирает молодым, истощая запасы водородного топлива менее чем за 10 миллионов лет. Звезде суждено подвергнуться взрыву ядра, массивному коллапсу и вспышке в виде сверхновой II типа.
Такой взрыв может произойти через 100 000 лет … или сегодня вечером.
Является ли угасание актом прелюдии к действительно зрелищному шоу или это ложная тревога? Астрономы не уверены, но событие сверхновой, находящееся всего в 700 с лишним световых годах, было бы прекрасной возможностью изучить его поближе.
… И к счастью для нас, мы благополучно покинули «зону гибели» в 50 световых лет для того, чтобы не получить входящую смертельную радиацию от Бетельгейзе: сверхновая может быть просто интересным с научной точки зрения событием.
Древние сверхновые, возможно, приложили руку к эволюции жизни на Земле, и недавнее исследование предполагает, что может быть даже заставило ранних людей выпрямиться. Вот список звезд, которые являются текущими кандидатами на сверхновые:
Итак, как будет выглядеть взрыв сверхновой в Орионе? Используя последнюю сверхновую в Большом Магеллановом облаке (также событие типа II b) в качестве ориентира, мы рассчитываем, что когда она взорвется, Бетельгейзе будет светить с магнитудой -10.
Это в 16 раз слабее, чем полнолуние, но в 100 раз ярче, чем Венера, что делает ее легко видимой на дневном небе. Сверхновая Бетельгейзе также будет отбрасывать заметные ночные тени.
Бетельгейзе легко найти в декабре, в сумерках она поднимается на востоке. На самом деле, зима в северном полушарии – «лучшее время» для взрыва звезды, так как она примерно противоположна Солнцу и будет доминировать на ночном небе. Лето было бы худшим временем, из-за дальней стороны Солнца на дневном небе.
Вы даже можете сами догадаться о яркости Бетельгейзе, используя в качестве ориентира ближайшие звезды астеризма Зимнего шестиугольника:
Что дальше? Что ж, ожидаем, что Бетельгейзе снова станет ярче в начале 2020 года … хотя, если она взорвется сверхновой, то все может стать действительно захватывающим.
Такое происшествие было бы горько-сладким: нам бы чрезвычайно повезло увидеть, как Бетельгейзе станет сверхновой в нашей жизни … но знакомое созвездие Орион никогда не будет выглядеть так же.
Эта статья опубликована Universe Today.
Источники: Фото: ESA