Ученый: древняя кипрская мозаика является примером глумления над христианством

Ученый: древняя кипрская мозаика является примером глумления над христианством 1

Подробный анализ мозаики IV века, обнаруженной на Кипре, привел археологов к неожиданным выводам. Оказалось, что смысл данного произведения искусства — это глумление над раннехристианской верой.

Сложная мозаика была обнаружена в 1983 году группой польских археологов в древнем городе Неа Пафос на западном побережье Кипра. Во время раскопок в жилых кварталах города была обнаружена мозаика на полу виллы четвертого века, получившей название «Дом Айона». На первый взгляд, мозаика площадью 16 квадратных метров изображает сцены из греческой мифологии.

Части мозаики изображают греческого бога Зевса и эфиопскую царицу Кассиопею, мать Андромеды, а также сатиров. Но истинное значение мозаики ускользало от археологов вплоть до наших дней, то есть в течение почти сорока лет.

По словам доктора Марека Ольшевского с факультета археологии Варшавского университета в Польше, мозаика представляет собой произведение критикующее христианскую веру.

В 313 году нашей эры римский император Константин издал Миланский эдикт, который принял христианство. Всего 10 лет спустя вера начала принимать более конкретную форму с единой доктриной, принятой на Первом Никейском соборе. Считается, что никейское христианство было официально принято как вера Римской империи в 380 году нашей эры.

Однако, как показывает мозаика в Неа Пафосе, далеко не все принимали новую веру в то время. Вот что отметил по этому поводу сам доктор Ольшевский:

«Эта мозаика — иллюстрированная антихристианская полемика в период растущего господства последователей христианской веры».

По его мнению, это творение было скорее всего плодом настроений общества третьего и четвертого веков, известным как неоплатонизм. Религиозное и политическое движение было особенно популярно среди элиты того времени. А во время строительства виллы римская администрация все больше отвергала старые языческие верования в сторону христианства.

Это привело к многочисленным столкновениям между представителями уже существующей религии и последователями Христа.

По словам доктора Ольшевского, мозаика Неа Пафоса была проанализирована специалистами в самых разных областях. Однако, по его мнению, мозаика использует аллегорию, аналогию и персонификацию, чтобы подчеркнуть изъяны христианства.

Например, на ней видно изображение бога Диониса, сидящего на коленях Гермеса, что по сути является аллегорией над сценой, где младенец Иисус сидит на коленях Девы Марии.

Точно так же сцена, изображающая Аполлона, приговаривающего сатира Марсия к смерти, отражает сцену, когда Понтий Пилат приговаривает Иисуса к распятию.

«Все эти риторические принципы использовались в искусстве, но они оказали большое влияние на другие ветви искусства, включая изобразительное. Мозаика построена на принципах риторической противоположности принципам христианской веры».

По мнению ученого примеров такой визуальной критики или насмешек гораздо больше. В частности доктор указал на полемические мозаики третьего и четвертого веков, которые ранее были обнаружены в Сирии.

logo