Проблема космического мусора усугубляется, и есть взрывоопасный компонент

Проблема космического мусора усугубляется, и есть взрывоопасный компонент Космический мусор

До того, как люди впервые начали отправлять объекты на околоземную орбиту, пространство вокруг нашей планеты было кристально чистым. Но запуск Спутника-1 в октябре 1957 года все изменил. С тех пор космический мусор накапливается, и количество бесполезных, вышедших из строя спутников значительно превышает количество действующих объектов на нашей орбите.

Новый годовой отчет Европейского космического агентства (ЕКА) показал, что, хотя мы узнали об этой проблеме и в последние годы предприняли шаги для ее решения, эти шаги в настоящее время не поспевают за огромными масштабами космического мусора.

Все космические державы внесли свой вклад в эту проблему, и это очень важно: по мере того, как все больше и больше недействующих объектов заполняют околоземное пространство, возрастает риск столкновений, при которых производится еще больше космического мусора.

Опасности были заметны в прошлом году. Мы не только наблюдали, как два больших недействующих спутника почти столкнулись, но и Международной космической станции пришлось трижды предпринять экстренные маневры, чтобы избежать столкновения с космическим мусором.

Но, согласно отчету ЕКА, столкновения даже близко не являются самой большой проблемой. За последние 10 лет на столкновения приходилось всего 0,83 процента всех событий фрагментации.

«Самый большой вклад в текущую проблему космического мусора вносят взрывы на орбите, вызванные оставшейся энергией — топливом и батареями — на борту космических кораблей и ракет», — сказал Хольгер Краг, глава программы космической безопасности ЕКА.

«Несмотря на то, что меры по предотвращению этого применяются в течение многих лет, мы не видим снижения количества таких событий. Тенденции к утилизации после завершения миссии улучшаются, но медленными темпами».

Вопрос о космическом мусоре впервые был поднят в 1960-х годах, но потребовалось много времени, чтобы определить и реализовать меры по смягчению последствий. Теперь космические державы намного лучше планируют, что случится со спутниками и ракетами в конце их миссии.

Космический мусор. (ЕКА)

Меры по смягчению последствий включают проектирование и строительство космических кораблей, которые могут лучше противостоять суровым условиям космоса без разрушения; высвобождение накопленной энергии и топлива, чтобы снизить вероятность взрыва неработающего космического корабля; и, когда миссия космического корабля завершена, перевод его на более безопасную орбиту.

Это будет означать либо «орбиту захоронения», либо его спуск в атмосферу Земли для сгорания при входе в качестве аккуратной системы утилизации.

Но даже с учетом этих мер в течение последних двух десятилетий ежегодно происходило 12 событий фрагментации. Это число растет, с каждым событием фрагментации, потенциально вызывающим появление на околоземной орбите тысяч мелких обломков. На орбитальных скоростях даже мельчайшие частицы мусора могут вывести из строя работающий спутник.

Согласно статистической модели ЕКА, существует более 130 миллионов кусков антропогенного космического мусора размером менее миллиметра. Единственный способ решить эту проблему — работать вместе.

Хорошая новость заключается в том, что за последнее десятилетие увеличилось количество космических держав, соблюдающих международные правила.

Но то, как мы используем пространство, меняется. Стаи спутников, маленькие спутники и «созвездия» становятся все более распространенными. Только StarLink компании SpaceX вывел сотни спутников на низкую околоземную орбиту. Поэтому, как заявляет Европейское космическое агентство, как никогда важно, чтобы все сотрудничали в поддержании максимальной чистоты орбиты.

«Космический мусор представляет собой проблему для околоземной среды в глобальном масштабе, в которую внесли свой вклад все космические державы и для которой только глобально поддерживаемое решение может быть решением», — говорится в отчете ЕКА.

Вы можете прочитать полный отчет здесь.

Источники: Фото: NASA

logo