Мичиганский болид поможет ученым бороться с угрозой из космоса
Яркие вспышки, которые освещали вечерние небеса вблизи Детройта (штат Мичиган) в начале этого года, были не единственными признаками метеорного распада, который наблюдался в атмосфере 17 января 2018 года. Взрыв метеора также был зафиксирован инфразвуковыми микрофонами и сейсмометрами, что дало редкую возможность для сравнения этих данных со спутниковыми и наземными изображениями камеры.
В своем докладе, в журнале сейсмологических исследований команда ученых под руководством Майкла Хедлина из Института океанографии Скриппса использовала эти данные для определения времени, местоположения и высоты распада болида, а также расчета приблизительного урона после взрыва. Болиды, иногда называемые «огненные шары», являются чрезвычайно яркими метеорами, которые взрываются в атмосфере. По предварительным оценкам мощность их взрыва может достигать от 0,8 до 8,1 тонны тротила, а мощность взрыва наблюдаемого болида была эквивалентна 2,2 тонны тротила.
Около 2000 человек наблюдают подобные объекты, проходящие через атмосферу Земли каждый год, что делает Мичиганский болид особенно интересным событием для изучения. Сегодня ученые хотят знать больше о том, как часто мы можем увидеть околоземные объекты подобных размеров для того, чтобы оценить потенциальную угрозу, которую они создают на земле. Исследователи также используют данные от болид-всплесков в качестве «тестовых случаев», чтобы определить, насколько хорошо инфразвуковые и сейсмические приборы могут находить и характеризовать в том числе и секретные ядерные испытательные взрывы.
Другие болиды, такие как «огненный шар», прилетевший в феврале 2013 года в Челябинск, также интенсивно изучался с помощью инфразвуковых, сейсмических и оптических наблюдений, но прославится ему удалось благодаря видео-регистраторам, которые были установлены в автомобилях россиян.
«Это весьма необычно для столь существенных событий. Мало того, что такое возможно раз в несколько десятилетий, так ведь все еще произошло в густонаселенной области», — отметил Хедлин.
Когда болид Мичигана пролетел и взорвался в нижних слоях атмосферы Земли, он произвел большие ударные волны и множество звуковых волн, включая волны в низкочастотном или инфраразрушающем диапазоне ниже 20 герц. Эти волны были обнаружены инфразвуковыми микрофонами на сейсмических станциях Центральной и Восточной сети США (CEUSN), которые были развернуты через восточную часть континентальной части Соединенных Штатов. Исследователи также смогли обнаружить взрыв в сейсмических волновых данных, собранных семью станциями в Мичигане, Огайо и Онтарио.
Хедлин и его коллеги сделали расчеты исходя из этих данных для того, чтобы определить местоположение, высоту, сроки и «урожайность» распада болида. Они смогли сравнить эти значения с «земными данными» для этих характеристик, рассчитанными с помощью оптических наблюдений болида, взятых из многочисленных камер на земле и из записей со спутника инструментом геостационарного молниеносного картона в Национальном управлении океанических и атмосферных исследований (NOAA).
По словам исследователей, инфразвуковые и сейсмические расчеты согласуются с оптическими наблюдениями, хотя некоторые из расчетов, таких как местоположение и выход данных инфразвуковых данных, содержали большую статистическую неопределенность. Однако сейсмические данные смогли определить местоположение и высоту объекта в километрах в соответствии с оптическими данными.
По мнению Хедлина и его коллег, если болид Мичигана является самым маленьким из обнаруживаемых событий, которое может быть измерено с использованием данных CEUSN, исследователи должны иметь возможность обнаруживать около 15 подобных объектов или больше каждый год в восточной части Северной Америки.