В 2009 году исчезла массивная звезда. JWST, возможно, понял, что произошло.
В 2009 году гигантская звезда, в 25 раз массивнее Солнца, просто… исчезла.
Ну ладно, все было не так просто. Оно претерпело период просветления, увеличив яркость до миллиона Солнц, как если бы оно было готово взорваться сверхновой.
Но затем оно скорее потускнело, чем взорвалось. А когда астрономы попытались увидеть звезду, используя Большой бинокулярный телескоп (LBT), «Хаббл» и космический телескоп «Спитцер», они ничего не смогли увидеть.
Звезда, известная как N6946-BH1, теперь считается несостоявшейся сверхновой. Название BH1 связано с тем, что астрономы считают, что звезда в результате коллапса превратилась в черную дыру, а не вызвала взрыв сверхновой. Но это всего лишь предположение.
Все, что мы знаем наверняка, это то, что на какое-то время она поярчала, а затем стала слишком тусклой, чтобы наши телескопы могли ее наблюдать. Но ситуация изменилась благодаря космическому телескопу Джеймса Уэбба (JWST).
В новом исследовании, опубликованном на arXiv, анализируются данные, собранные инструментами JWST NIRCam и MIRI. На снимке виден яркий инфракрасный источник, который выглядит как остатки пылевой оболочки, окружающей положение исходной звезды. Это согласуется с материалом, выброшенным из звезды во время ее быстрого увеличения яркости.
Это также может быть инфракрасное свечение материала, падающего в черную дыру, хотя это кажется менее вероятным.
Удивительно, но команда также обнаружила не один оставшийся объект, а три.
Это делает неудавшуюся модель сверхновой менее вероятной. Более ранние наблюдения N6946-BH1 представляли собой смесь этих трех источников, поскольку разрешение было недостаточно высоким, чтобы их различить.
Таким образом, более вероятная модель состоит в том, что поярчание 2009 года было вызвано слиянием звезд. То, что казалось яркой массивной звездой, на самом деле было звездной системой, которая стала ярче, когда две звезды слились, а затем погасла.
Хотя данные склоняются к модели слияния, они не могут исключить неудавшуюся модель сверхновой. И это усложняет наше понимание сверхновых и черных дыр звездной массы.
Из слияний черных дыр, наблюдаемых LIGO и другими обсерваториями гравитационных волн, мы знаем, что черные дыры звездной массы существуют и встречаются относительно часто. Таким образом, некоторые массивные звезды действительно становятся черными дырами.
Но станут ли они первыми сверхновыми, пока под вопросом. Обычные сверхновые могут иметь достаточно остаточной массы, чтобы стать черной дырой, но трудно представить, как самые большие звездные черные дыры могли образоваться после сверхновых.
N6946-BH1 находится в галактике на расстоянии 22 миллионов световых лет от нас. , поэтому тот факт, что JWST может различать несколько источников, впечатляет. Это также дает астрономам надежду, что подобные звезды будут наблюдаться со временем.
Располагая дополнительными данными, мы сможем различать звездные слияния и настоящие неудавшиеся сверхновые, что поможет нам понять последние стадии звезд, как они движутся к превращению в черные дыры звездной массы.
Эта статья была первоначально опубликована в журнале Universe Today. Прочтите оригинал статьи.