3. Проблема тела: решает ли теория «темного леса» парадокс Ферми?
У нас нет веских оснований полагать, что инопланетяне когда-либо контактировали с Землей. Конечно, существуют теории заговора и некоторые довольно странные сообщения о вреде для крупного рогатого скота, но они не заслуживают доверия.
Физик Энрико Ферми нашел это странным. Его формулировка загадки, предложенная в 1950-х годах и теперь известная как «Парадокс Ферми», до сих пор является ключом к поиску внеземной жизни (Сети) и передаче сообщений посредством отправки сигналов в космос (Мети).
Земле около 4,5 миллиардов лет, а жизни – не менее 3,5 миллиардов лет. Парадокс гласит, что, учитывая масштаб Вселенной, благоприятные условия для жизни, вероятно, возникали много-много раз.
Так где же все? У нас есть веские основания полагать, что там должна быть жизнь, но никто не позвонил.
Это проблема, с которой сталкивается персонаж Е Вэньцзе в первом эпизоде сериала Netflix «Три проблемы с телом». Работая в радиообсерватории, она наконец получает сообщение от представителя инопланетной цивилизации, в котором говорится, что они пацифисты, и призывают не отвечать на сообщение, иначе Земля подвергнется нападению.
Сериал в конечном итоге предложит подробное и элегантное решение парадокса Ферми, но нам придется подождать до второго сезона.
Или вы можете прочитать вторую книгу из серии Цысиня Лю «Темный лес». Без спойлеров объяснение, изложенное в книгах, звучит следующим образом: «Вселенная — это темный лес. Каждая цивилизация — это вооруженный охотник, крадущийся среди деревьев, как призрак, осторожно отталкивающий ветки, преграждающие путь, и пытающийся идти бесшумно. .»
В конечном счете, все прячутся от всех остальных. Разные темпы технологического прогресса делают невозможным постоянный баланс сил, в результате чего наиболее быстро развивающиеся цивилизации могут уничтожить всех остальных.
В этой постоянно угрожающей среде те, кто лучше всех играет в игру на выживание, оказываются те, кто выживает дольше всех. Мы присоединились к игре, которая продолжалась до нашего прибытия, и стратегия, которую все усвоили, — прятаться. Никто из тех, кто знаком с игрой, не будет настолько глуп, чтобы связаться с кем-либо или ответить на сообщение.
Лю изобразил то, что он называет «худшей из всех возможных вселенных», продолжая тенденцию в китайской научной фантастике. Он не говорит, что наша вселенная — это настоящий темный лес, где повсюду преобладает одна стратегия выживания — молчание и хищничество, но что такая вселенная возможна и интересна.
Теория темного леса Лю также достаточно правдоподобна, чтобы усилили тенденцию в научных дискуссиях на Западе – от беспокойства по поводу взаимной непонятности к опасениям по поводу прямой угрозы.
Мы можем видеть его потенциальное влияние в протоколе о том, что делать при первом контакте, что была предложена в 2020 году выдающимися астробиологами Келли Смит и Джоном Трафаганом. «Во-первых, ничего не делайте», — заключают они, потому что какие-либо действия могут привести к катастрофе.
В случае контакта с инопланетянами Землю следует уведомить с использованием заранее установленных сигналов, а не чего-то импровизированного, утверждают они. И нам следует избегать любых действий, которые могут раскрыть информацию о том, кто мы такие.
Защитное поведение покажет, что мы знакомы с конфликтом, поэтому это не очень хорошая идея. Ответные сообщения выдадут местоположение Земли – тоже плохая идея.
Опять же, мысль Смита и Трафагана не в том, что теория темного леса верна. Доброжелательные инопланетяне действительно могут быть там. Идея заключается просто в том, что первый контакт будет сопряжен с высоким риском на цивилизационном уровне.
Это отличается от предположений, содержащихся в значительной части русской литературы о космосе советской эпохи, в которой предполагалось, что развитые цивилизации обязательно имели бы вышли за пределы конфликта и поэтому разделяют товарищескую позицию. Кажется, это больше не рассматривается как правдоподобное руководство по протоколам контактов.
Неправильная интерпретация Дарвина
Интересно то, что теория темного леса почти наверняка неверна. Или, по крайней мере, в нашей вселенной это неправильно. Он создает сценарий, в котором существует дарвиновский процесс естественного отбора, конкуренции за выживание.
Тотчет Чарльза Дарвина о конкуренции за выживание основан на фактических данных. Напротив, у нас нет абсолютно никаких доказательств поведения инопланетян или конкуренции внутри или между другими цивилизациями. Это приводит к развлечению догадок, а не к хорошей науке, даже если мы принимаем идею о том, что естественный отбор может действовать на уровне группы, на уровне цивилизаций.
Даже если вы предполагаете, что Вселенная действительно действовала соответствующим образом. с дарвиновской эволюцией этот аргумент сомнительный. Ни один настоящий лес не похож на темный. Это шумные места, где происходит коэволюция.
Существа развиваются вместе, во взаимной зависимости, а не в одиночку. Паразиты зависят от хозяев, цветы зависят от птиц в плане опыления. Каждое существо в лесу зависит от насекомых. Взаимная связь действительно приводит к неприятным, жестоким и коротким встречам, но она принимает и другие формы. Именно так устроены леса в нашем мире.
Интересно, что Лю признает эту взаимозависимость как противовес теории темного леса. Зрителю и читателю неоднократно говорят, что «в природе ничто не существует само по себе» – цитата из «Безмолвной весны» Рэйчел Карсон (1962). Это текст, который говорит нам, что жуки могут быть нашими друзьями, а не врагами.
В рассказе Лю это используется для объяснения того, почему некоторые люди сразу переходят на сторону инопланетян, и почему возникает желание сделать контакт настолько силен, несмотря на все риски. Е Вэньцзе в конечном итоге отвечает на предупреждение инопланетян.
Намеки Карсона не восстанавливают старую русскую идею о том, что инопланетяне будут продвинутыми и, следовательно, дружелюбными. Но они помогают нарисовать более разнообразную и реалистичную картину, чем теория темного леса.
По этой причине решение парадокса Ферми темным лесом неубедительно. Тот факт, что мы никого не слышим, с такой же вероятностью указывает на то, что они слишком далеко, или мы слушаем совсем не так, или же что нет леса и больше ничего не слышно.
Тони Миллиган, научный сотрудник в области философии этики, проект «Космологические провидцы», Королевский колледж Лондона
Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочтите оригинал статьи.