История создания МКС
Под Международной космической станцией (МКС) принято понимать пилотируемую орбитальную станцию, которая используется в качестве многоцелевого космического исследовательского комплекса. МКС является совместным международным проектом 15 стран мира: России, США, Японии, Франции, Германии, Дании, Швеции, Швейцарии, Канады, Италии, Испании, Бельгии, Нидерландов, Бразилии, Норвегии.
Управление станцией осуществляется российским (Центр управления космическими полетами, расположенный в г. Королеве) и американским (Центр управления полетами, г. Хьюстон) сегментами, между которыми ежедневно происходит обмен информацией.
История создания
В 1984 году Президентом США Рональдом Рейганом было объявлено о начале работ по строительству американской орбитальной станции, которая в 1988 году получила название «Свобода» (Freedom). На тот момент над этим проектом совместно работали США, Канада, ЕКА и Япония. В их планах было создание крупногабаритной управляемой станции с модулями, поочередно доставляемыми кораблями «Спейс шаттл» на орбиту. Однако в начале 90-х было выяснено, что разработка проекта потребует слишком больших материальных затрат, и создание такой станции возможно лишь в случае международной кооперации. На тот момент в СССР, где уже был опыт создания орбитальных станций «Салют» и «Мир» и выведения их на орбиту, планировалось создание станции «Мир-2». Однако из-за экономических трудностей проект был «заморожен».
17 июня 1992 года между Россией и США было заключено соглашение о сотрудничестве в деятельности, направленной на исследование космоса. Ввиду этого Российским космическим агентством совместно с НАСА была разработана программа «Мир-Шаттл», которой предусматривались полеты многоразовых американских кораблей «Спейс Шаттл» на российскую космическую станцию «Мир». Также программой регламентировано включение космонавтов из России в экипажи американских «Шаттлов» и, соответственно, астронавтов США в экипажи российских кораблей «Союз» и станции «Мир». По ходу реализации данной программы возникла идея объединить национальные программы создания орбитальных станций. В марте 1993 года руководителю НАСА Дэниелу Голдину генеральным директором РКА Юрием Коптевым и генеральным конструктором НПО «Энергия» Юрием Семеновым была предложена идея о создании Международной космической станции. В этом же году многие американские политики выступили против создания орбитальной космической станции. Так, на июньском конгрессе США поднимался вопрос об отказе от строительства станции. Перевес в пользу строительства был в 1 голос: 215 против 216 голосов.
2 сентября 1993 года председателем Совета Министров России и вице-президентом США Альбертом Гором все же было объявлено о создании нового проекта «подлинно международной космической станции». Тогда «Международная космическая станция» стало официальным названием, хотя наряду с ним употреблялось и неофициальное – космическая станция «Альфа».
Далее картина развивалась следующим образом.
1 ноября 1993 года – подписание «Детального плана работ по Международной космической станции» между РКА и НАСА.
23 июня 1994 года – подписание «Временного соглашения по проведению работ, ведущих к российскому партнёрству в Постоянной пилотируемой гражданской космической станции» (Вашингтон). Теперь Россия была официально подключена к работам над МКС.
Ноябрь 1994 года – проведение в Москве первых консультаций американского и российского космических агентств с заключением контрактов с фирмами-участницами проекта — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва. И «Боинг».
Март 1995 года — утверждение эскизного проекта станции в Космическом центре им. Л. Джонсона в Хьюстоне.
1996 год — утверждение конфигурации станции, состоящей из двух сегментов – российского (усовершенствованная версия «Мир-2») и американского (с участием стран-членов ЕКА, Италии, Канады, Японии и Бразилии).
20 ноября 1998 года — Россией был запущен функционально-грузовой блок «Заря – первый элемент МКС.
7 декабря 1998 года — пристыковка американского модуля «Unity» к модулю «Зари» шаттлом «Индевор».
26 июля 2000 года — пристыковка служебного модуля «Звезда» к функционально-грузовому блоку «Заря».
2 ноября 2000 года — доставка транспортным пилотируемым кораблем «Союз ТМ-31» на борт МКС экипажа первой основной экспедиции.
7 февраля 2001 года — присоединение к модулю «Юнити» американского научного модуля «Дестини», произведенное экипажем шаттла «Атлантис» во время миссии STS-98.
18 апреля 2005 года – главой НАСА Майклом Гриффином было объявлено о временном сокращении научных исследований со стороны американского сегмента ввиду необходимости изыскания средств на ускоренную разработку и построение нового пилотируемого корабля, который после катастрофы «Колумбии» смог бы обеспечить независимый доступ США к станции. При этом количество членов длительных экипажей МКС сократили до 2 человек, поскольку материалы, необходимые для осуществления жизнедеятельности экипажа, поставлялись исключительно с российской стороны с помощью грузовых кораблей «Прогресс».
26 июля 2005 года — полёты американских шаттлов были возобновлены – успешно стартовал шаттл «Дискавери».
Июль 2006 года – второй полет шаттла «Дискавери» STS-121», на котором на МКС был доставлен Томас Райтер, немецкий космонавт. Таким образом, число космонавтов долговременного пребывания на МКС снова увеличилось до 3 человек.
9 сентября 2006 года — «Атлантисом» на МКС были доставлены две панели солнечных батарей и радиаторы системы терморегулирования американского сегмента.
14 ноября 2007 года модуль «Гармония» был соединён на постоянной основе с модулем «Дестини». Построение основного американского сегмента МКС было завершено.
2008 год – пристыкование двух лабораторий: модуля «Коламбус», созданного по заказу Европейского космического агентства, и двух основных отсеков модуля «Кибо», который был разработан японским агентством аэрокосмических исследований — герметичная секция «Экспериментального грузового отсека» и герметичный отсек.
29 мая 2009 года – начало работы долговременного экипажа МКС-20 количественным составом в шесть человек, что стало возможным благодаря началу эксплуатации транспортных кораблей ATV Европейского космического агентства, способных доставлять на станцию более тяжелые грузы.
12 ноября 2009 года — пристыковка к станции малого исследовательского модуля МИМ-2 («Поиск») — четвёртого модуля российского сегмента станции, возможности которого позволили производить на нём определенные научные эксперименты. При этом он также выполнял функцию «причала» для наших кораблей.
18 мая 2010 года — успешная пристыковка к МКС российского малого исследовательского модуля «Рассвет» (МИМ-1).
2011 год — завершение полетов многоразовых кораблей по типу «Космический челнок». С тех пор США вновь не имеют независимого доступа на МКС, оставшись без собственных пилотируемых кораблей.
22 мая 2012 года — первый в истории испытательный полёт к Международной космической станции частного космического корабля: с космодрома на мысе Канаверал запущена ракета-носитель «Falcon 9» с частным космическим грузовым кораблем «Дракон» коммерческого назначения.
25 мая 2012 года — «Дракон» состыковался с МКС.
На 2013 год для доставки грузов на МКС запланирован запуск американского коммерческого корабля «Сигнус».
В конце 2013 года планируется к МКС пристыковать российский 25-тонный многофункциональный лабораторный модуль «Наука», который возьмет на себя функции модуля «Пирс». Сам«Пирс» отстыкуют и затопят.
2014 год – планируется доставка первого научно-энергетического модуля«НЭМ-1», а также узлового модуля с дополнительными стыковочными узлами для российского сегмента.
2015 год — планируется доставка второго научно-энергетического модуля«НЭМ-2».