Электроснабжение МКС

Электроснабжение МКС upload20130705180802

Единственный источник электроэнергии для МКС – Солнце. При помощи солнечных батарей, установленных на станции, свет солнца преобразуется в электроэнергию.

Российским сегментом МКС используется беспрерывное напряжение 28 вольт, подобное тому, которое применяется на космических кораблях «Союз» и «Спейс Шаттл». Выработка электроэнергии непосредственно производится  при помощи солнечных батарей модулей «Заря» и «Звезда». Помимо этого она передается в российский сегмент от американского посредством преобразователя напряжения ARCU и при помощи преобразователя напряжения RACU в обратном направлении.

Изначально было запланировано, что обеспечение станции электроэнергией будет происходить посредством российского модуля Научно-энергетической платформы. Но вслед за катастрофой шаттла «Колумбия» график полетов шаттлов, а также программа установки станции претерпели изменения. В частности, было решено отказаться от поставки и монтажа Научно-энергетической платформы, в виду чего на сегодняшний день значительное количество электроэнергии генерируется солнечными батареями американского сегмента.

В американском секторе организация солнечных батарей по следующему принципу: благодаря двум складным панелям солнечных батарей образуется крыло солнечной батареи. На ферменных конструкциях МКС расположено четыре пары подобных крыльев. Длина крыла составляет 35 метров, ширина – 11,6 метров, полезная площадь – 298 квадратных метров, а вырабатываемая и суммарная мощность достигает 32,8 кВт.

Первичное постоянное напряжение генерируется солнечными батареями от 115 до 173В. Далее оно модифицируется во вторичное стабилизированное постоянное напряжение размером 124В при помощи блоков DDCU. Как раз оно и является источником питания для электрооборудования американского сегмента станции.

Один оборот вокруг Земли совершается станцией за 90 минут. Около половины этого времени она находится в тени Земли. В это время солнечные батареи нефункциональны, и электроснабжение станции осуществляется посредством буферных никель-водородных аккумуляторных батарей, подзаряжаемых в период нахождения МКС на солнечном свету.

Срок эксплуатации аккумуляторов – 6,5 лет, и в течение работы станции планируется неоднократная их замена. Первая замена уже была осуществлена в июле 2009 года на сегменте Р6 во время полета шаттла «Индевор» STS-127, когда астронавты выходили в открытый космос.

В нормальных условиях в целях увеличения до максимума выработки энергии происходит отслеживание Солнца солнечными батареями американского сегмента. При этом наведение солнечных батарей на Солнце производится посредством приводов «Альфа» и «Бета».  В случае нахождения МКС в тени Земли, солнечные батареи переключаются на режим ночного планирования, когда в целях уменьшения сопротивления атмосферы, присутствующей на высоте полета МКС, они поворачиваются краем по направлению движения.

logo