Планеты выровняются в небе в понедельник. Возвращается Вифлеемская звезда?
21 декабря 2020 года пути Юпитера и Сатурна пересекутся в ночном небе, и короткое время они будут сиять вместе как одно космическое тело. Хотя подобные планетные пересечения не являются повседневными явлениями, они также не являются особенно редкими.
В этом году пересечение отличается, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, это степень выравнивания двух планет. Эксперты предсказывают, что они будут казаться ближе, а также ярче.
Но второй фактор, который привлек внимание к этому событию, заключается в том, что оно произойдет во время зимнего солнцестояния, непосредственно перед рождественскими праздниками. Выбор времени привел к предположениям, могло ли это быть тем же астрономическим событием, которое, как сообщает Библия, привело мудрецов к Иосифу, Марии и новорожденному Иисусу — Вифлеемской звезде.
Как исследователь раннехристианской литературы, пишущий книгу о трех мудрецах, я утверждаю, что грядущее соединение планет, вероятно, не является легендарной Вифлеемской звездой. Библейская история звезды призвана передать теологические, а не исторические или астрономические истины.
История звезды давно восхищает читателей. В Новом Завете она встречается только в Евангелии от Матфея, повествовании о жизни Иисуса в первом веке, которое начинается с истории его рождения.
В этом рассказе мудрецы приходят в Иерусалим и говорят Ироду, царю Иудеи: «Где ребенок, рожденный царем Иудейским? Ибо мы наблюдали его звезду на восходе и пришли поклониться ему». Затем звезда приводит их в Вифлеем и останавливается над домом Иисуса и его семьи.
Многие читали эту историю с предположением, что Матфей, должно быть, имел в виду реальное астрономическое событие, которое произошло примерно во время рождения Иисуса. Астроном Майкл Р. Мольнар, например, утверждал, что Вифлеемская звезда была затмением Юпитера в созвездии Ареса.
Есть как минимум две проблемы, связанные со связыванием определенного события с Вифлеемской звездой. Во-первых, ученые не уверены, когда именно родился Иисус.
Во-вторых, измеримые, предсказуемые астрономические события происходят с относительной частотой. Таким образом, поиски выяснения того, какое событие имел в виду Матфей, если оно вообще есть, является сложным.
Представления о звезде.
Теория о том, что выравнивание Юпитера и Сатурна может быть Вифлеемской звездой, не нова. Она была предложена в начале 17 века Иоганном Кеплером, немецким астрономом и математиком. Кеплер утверждал, что это же соединение планет примерно в 6 г. до н.э. могло послужить источником вдохновения для рассказа Матфея о звезде.
Кеплер был не первым, кто предположил, что Вифлеемская звезда могла быть узнаваемым астрономическим событием. За четыреста лет до Кеплера, между 1303 и 1305 годами, итальянский художник Джотто изобразил звезду в виде кометы на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, Италия.
Photographic illustration of Saturn 🪐 and Jupiter (each step seen at 5:30 pm local time, 48° northern latitude). On Dec 21 the first ”Christmas Star“ in nearly 800 years will appear!#greatconjunction #saturn #jupiter #christmasstar #alps #mountains https://t.co/vn6OctwEEQ pic.twitter.com/DTjLyyX473
— Dr. Sebastian Voltmer (@SeVoSpace) December 9, 2020
Ученые предположили, что Джотто сделал это в честь уважения комете Галлея, которая, как определили астрономы, была видна в 1301 году во время одного из ее регулярных пролетов мимо Земли. Астрономы также определили, что комета Галлея прошла мимо Земли примерно в 12 г. до н.э., за 5-10 лет до того, как большинство ученых заявят, что родился Иисус. Возможно, Джотто считал, что Матфей ссылается на комету Галлея в своей истории о звезде.
Звезда в рассказе Матфея может быть не «нормальным» природным явлением. Матфей говорит, что мудрецы приходят в Иерусалим «с Востока». Затем звезда ведет их в Вифлеем, к югу от Иерусалима. Поэтому звезда резко поворачивает налево. И астрономы согласятся, что звезды не делают крутых поворотов.
Более того, когда мудрецы прибывают в Вифлеем, звезда находится достаточно низко в небе, чтобы привести их к определенному дому. Как выразился физик Аарон Адэр: «Говорят, что Звезда останавливается на месте и парит над определенным домом, действуя как древнее устройство GPS».
Он отметил, что «описание движений Звезды выходит за рамки того, что физически возможно для любого наблюдаемого астрономического объекта».
Богословское обоснование.
Короче говоря, в явлении, которое описывает Матфей, нет ничего «нормального» или «естественного».
История Вифлеемской звезды основана на традиции, согласно которой звезды связаны с правителями. Восход звезды означает, что к власти пришел правитель.
Например, в библейской книге Чисел, которая датируется V веком до нашей эры, пророк Валаам предсказывает приход правителя, который победит врагов Израиля. «Звезда выйдет из Иакова, [имеется в виду Израиль]… она сокрушит окраины Моава».
Одним из самых известных примеров этой традиции с древних времен является так называемая «Сидус Иулиум» или «Юлианская звезда», комета, появившаяся через несколько месяцев после убийства Юлия Цезаря в 44 году до нашей эры. Римские авторы Светоний и Плиний Старший сообщают, что комета была настолько яркой, что ее можно было увидеть ближе к вечеру, и что многие римляне истолковали это зрелище как доказательство того, что Юлий Цезарь стал богом.
В свете таких традиций, я считаю, что история Вифлеемской звезды существует не для того, чтобы информировать нас о конкретном астрономическом событии, а для поддержки заявлений, которые Матфей делает о характере Иисуса.
Другими словами, я утверждаю, что цель Матфея в рассказе этой истории скорее теологическая, чем историческая.
Поэтому предстоящее выравнивание Юпитера и Сатурна, не является возвращением Вифлеемской звезды.
Эрик М. Ванден Эйкель, доцент кафедры религии Феррум-колледжа.
Эта статья переиздана из The Conversation.