Команда астрономов опровергла предсказание профессора Молнара про взрыв звезды в 2017 году 1

В свое время профессор астрономии Ларри Молнар сделал решительное заявление в 2017 году — он и его команда идентифицировали двойную звезду в созвездии Лебедя как однозначного кандидата на слияние и взрыв в ближайшем будущем. Объект KIC 9832227 представляет собой пару звезд на расстоянии около 1800 световых лет от Земли и имеет узкую 11-часовую орбиту. Это первое в своем роде предсказание привлекло внимание международной аудитории и вызвало ажиотаж в научных кругах.

Интерес заставил сверстников Мольнара углубиться в понимание этого вопроса и проверить предсказание. И вот, спустя 18 месяцев, группа исследователей во главе с Квентином Сосьей, аспирантом Государственного университета Сан-Диего, опубликовала статью в «The Astrophysical Journal Letters», в которой пересматривается предсказанное слияние Мольнара и говорится о том, что этого не произойдет. И Мольнар уже согласился с этой оценкой.

«Точная наука делает надежные прогнозы», — сказал Молнар. «Было еще несколько исследований, которые пытались изменить наш проект, но мы могли оказать сопротивление критикой. Но этот человек действительно смог меня победить, и в это я вижу одни плюсы. Это показывает то, что наука способна корректировать любые суждения».

Прогноз Мольнара был привязан к данным. Бинарная орбита ориентирована таким образом, что звезды по очереди затмевают друг друга с точки зрения Земли. В предсказании использовались измеренные времена минимального света (среднее затмение) из всех доступных источников. С 2013 по 2016 годы Обсерватория Кальвина использовалась для проведения обширной серии измерений. Архивные измерения из других обсерваторий были найдены с каждого года с 2007 по 2013 год. Это было округлено с одним очень ранним измерением 1999 года из обзором вариативности северного полушария (NSVS). Кроме того, поскольку предсказание было обнародовано, в течение года были получены новые данные из Обсерватории Кальвина, которая следует за предсказанной траекторией.

Тем не менее, Сосья и его команда исследовали пробелы в наблюдении в период с 1999 по 2007 год, проанализировав ранее не опубликованные архивные данные, сделанные в 2003 году для проекта NASA Ames Vulcan. Они с удивлением обнаружили, что затмения происходят на полчаса позже, чем ожидалось по гипотезе о слиянии. Это заставило их переоценить оценки Молчана по времени затмения. Они подтвердили многие значения с 2007 года, но при этом обнаружили, что значение NSVS в 1999 году произошло на час позже.

Несоответствующее значение NSVS было прослежено до типографской ошибки в документе, опубликованном для описания данных за 1999 год. Бумага исказила время затмения ровно на 12 часов. Это, в свою очередь, вывело расчет Мольнара на одну орбиту (11 часов) плюс один час. Изменение статуса того, что происходило в период с 1999 по 2003 год, изменило и собственно сам прогноз. Таким образом, соглашение между прошлым годом измерений и опубликованным предсказанием Мольнара теперь должно рассматриваться как совпадение, а не подтверждение.