Смысл космической тишины
Вселенная непостижимо обширна: миллиарды других планет облетают миллиарды других звезд. Потенциал разумной жизни, существующей где-то там, должен быть огромным.
Итак, где все?
Это парадокс Ферми в двух словах. Даниэль Уитмир, астрофизик, из Арканзасского университета, когда-то считал, что космическое молчание указывает на то, что мы как вид остались далеко позади.
«Я преподавал астрономию 37 лет, — сказал Уитмир. «Раньше я рассказывал своим ученикам, что по статистике мы должны быть самыми тупыми парнями в галактике. Ведь мы были технологическими только около 100 лет, в то время как другие цивилизации могли быть более технологически продвинуты, чем мы, на миллионы или миллиарды лет».
Однако недавно он передумал. Применяя статистическую концепцию, называемую принципом посредственности, идея о том, что в отсутствие каких-либо доказательств обратного мы должны считать себя типичными, а не нетипичными, — Уитмир пришел к выводу, что вместо отставания наш вид может быть средним. Это не особо хорошая новость.
В статье, опубликованной 3 августа в Международном журнале астробиологии, Уитмир утверждает, что если мы являемся типичными, то следует, что такие виды, как наш, вскоре исчезнут после достижения технических знаний.
Аргумент основывается на двух наблюдениях: Мы являемся первым технологическим видом, который эволюционируют на Земле, и мы находимся на ранней стадии нашего технологического развития. (Он определяет «технологический» как биологический вид, который разработал электронные устройства и может значительно изменить планету.)
Первое наблюдение кажется очевидным, но, как отмечает Уитмер в своей статье, исследователи полагают, что Земля должна быть пригодна для жизни животных в течение как минимум миллиарда лет в будущем. Основываясь на том, сколько времени потребовалось, чтобы протоприматы эволюционировали в технологический вид, остается достаточно времени, чтобы это произошло снова до 23 раз. Ранее, возможно, были другие, но в геологических исследованиях нет ничего, чтобы указывало, что мы не были первыми.
«Мы оставим же оставим сдед, если исчезнем в одночасье», — заметил Уитмир.
По определению Уитмира мы стали «технологическими» после промышленной революции и изобретения радио, или примерно 100 лет назад. Согласно принципу посредственности, кривая эпох всех сохранившихся технологических цивилизаций во Вселенной ставит нас в середину.
Другими словами, технологические цивилизации, которые развивались миллионы лет или дольше, должны быть весьма нетипичными. Поскольку мы первые, должны быть и другие типичные технологические цивилизации. Подразумевается, что как только виды становятся технологическими, они самоуничтожаются и уносят с собой биосферу.
«Если мы не типичны, мое первоначальное наблюдение будет правильным», — сказал он. «Мы будем самыми тупыми парнями во Вселенной».