Гигантский телескоп искал 3I/ATLAS в поисках признаков инопланетян. Вот почему.

Специальное сканирование межзвездной кометы 3I/ATLAS на наличие признаков радиопередающей технологии завершилось абсолютным кометным радиомолчанием.
В рамках проекта Breakthrough Listen использовался один из крупнейших и наиболее чувствительных радиотелескопов в мире, 100-метровый телескоп Грин-Бэнк, для прослушивания кометы в течение нескольких часов примерно за день до того, как она достигла перигея 19 декабря 2025 года.
Команда искала искусственные объекты техносигнатуры в широком диапазоне радиочастот, и хотя было слышно множество сигналов, ни один из них не исходил от кометы.
Это неудивительно – в 3I/ATLAS нет абсолютно ничего, что указывало бы на что-либо кроме «кометы» – но, что ж, Вселенная преподнесла человечеству эту возможность на блюде. Было бы глупо НЕ смотреть.
По теме: 4 мощных телескопа согласны: межзвездная комета 3I/ATLAS действительно странная
3I/ATLAS была открыта 1 июля 2025 года, и расчеты ее траектории показали, что она пришла из-за пределов Солнечной системы. В конце октября комета максимально приблизилась к Солнцу или перигелию; его самый близкий подход к Земле, или перигей, произошел почти два месяца спустя, когда он возвращался в межзвездное пространство.
Перигей привел его на расстояние около 270 миллионов километров (168 миллионов миль). Это почти вдвое больше расстояния Земли от Солнца (150 миллионов километров), но все же достаточно близко, чтобы провести некоторые подробные наблюдения.
18 декабря группа под руководством астронома Бена Джейкобсона-Белла из Калифорнийского университета в Беркли задействовала телескоп Грин-Бэнк, чтобы прослушивать комету в течение пяти часов.
Если бы комета отправила радиопередачу, подобную той, которую должен был обнаружить поиск в течение этого окна, Грин-Бэнк бы уловил его.
Чтобы убедиться, что сигналы, уловленные телескопом, исходят от 3I/ATLAS, наблюдения чередовались между наведением на комету и наведением на другие участки неба в расширяющемся фрактальном узоре, известном как схема ABACAD, переключающемся каждые пять минут.
После того, как сигналы, появившиеся в других участках неба, были удалены, у исследователей осталось девять потенциальных радиосигналов. Более тщательные наблюдения показали, что эти девять сигналов исходили от технологий; просто они оказались радиочастотными помехами человеческих технологий на Земле и вокруг нее.
Печальный тромбон.
Чтобы внести ясность, это не исключает окончательно возможность того, что 3I/ATLAS может содержать инопланетные технологии. Это не является чем-то необычным, когда собственные зонды человечества на длительное время отключают радиосигнал. Фактически, к тому времени, когда зонды «Вояджер» будут путешествовать так же долго, как 3I/ATLAS, то есть до миллиардов лет, если они проживут так долго, их источники питания уже давно отключатся.
Однако все остальное, что мы знаем о 3I/ATLAS, полностью соответствует комете.
«Этот объект — комета», — заявил в ноябре помощник администратора НАСА Амит Кшатрия. «Она выглядит и ведет себя как комета, и все доказательства указывают на то, что это комета. Но эта комета пришла из-за пределов Солнечной системы, что делает ее увлекательной, захватывающей и очень важной с научной точки зрения».
Так зачем же искать, если мы знаем, что вряд ли что-нибудь найдем? Потому что поиск – вот что такое наука. Даже ничего не найденное говорит нам о чем-то. В этом случае «ничего» говорит нам, по крайней мере, о том, что 3I/ATLAS не является инопланетным маяком, отправленным для трансляции сообщения на радиочастотах по всей Солнечной системе.
По большей части мы это уже знали; теперь мы знаем это еще лучше, что полезно для будущих исследований.
Кроме того, хотя ученые были достаточно уверены, что 3I/ATLAS не был инопланетным зондом, можете ли вы представить, если бы это было так, и мы пропустили бы обнаружение только потому, что были слишком «достаточно уверены», чтобы провести прямое измерение?
Наблюдения, подобные этим, полезны и в других отношениях.
«Эти дискуссии дают неученым представление о том, какие удивительные наблюдения делаются, удовольствие, которое ученые получают от размышлений о них, и возможности, которые там открываются», — рассказал ScienceAlert в 2019 году физик Пол Гинспарг из Корнелльского университета и основатель arXiv.
«Смелые предположения иногда могут дать информацию следующему поколению приборов, которые затем могут либо подтвердить или опровергнуть дикую гипотезу, либо увидеть что-то совершенно другое и неожиданное. И это тоже то, что делает науку интересной».
Результаты кампании доступны в препринте. сервер arXiv.
Верхнее изображение предоставлено: Международная обсерватория Джемини/NOIRLab/NSF/AURA/Shadow the Scientist/Обработка изображений: Дж. Миллер и М. Родригес (Международная обсерватория Джемини/NSF NOIRLab), Т.А. Ректор (Университет Аляски в Анкоридже/NSF NOIRLab) М. Замани (NSF NOIRLab)














