В 1110 году Луна исчезла с неба. Астрономы выяснили причину

В 1110 году Луна исчезла с неба. Астрономы выяснили причину луна исчезла

Почти тысячелетие назад в атмосфере Земли произошли серьезные потрясения: гигантское облако частиц, богатых серой, распространилось по стратосфере, сделав небо темным на месяцы или даже годы, прежде чем осесть на Землю.

Мы знаем, что это событие произошло, потому что исследователи проанализировали ледяные керны — образцы, взятые из глубин ледников, показавшие аэрозоли серы, образовавшиеся в результате извержений вулканов, достигающие стратосферы и осевших на поверхности.

Таким образом, лед может сохранять свидетельства вулканизма в невероятно длительных временных масштабах, но определение точной даты события, которое проявляется в слоях ледяного ядра, по-прежнему непросто.

В данном случае ученые предположили, что сернистые отложения остались в результате крупного извержения вулкана Гекла в 1104 году, исландского вулкана, который иногда называют «вратами в ад». Поскольку тонкая полоска льда считается одним из крупнейших сигналов отложения сульфатов за последнее тысячелетие, это звучит правдоподобно.

Только что, если принятый график ледяного керна окажется искаженным во времени? Несколько лет назад одно исследование пришло к выводу, что шкала времени, названная «Хронология ледяного ядра Гренландии 2005» (GICC05), отклонилась на семь лет в первом тысячелетии нашей эры и на четыре года в начале следующего тысячелетия.

Эти выводы, согласно исследованию, опубликованному в апреле 2020 года под руководством палеоклиматолога Себастьяна Гийе из Женевского университета в Швейцарии, означают, что вулкан Гекла не мог быть виновником гигантского сульфатного отложения.

Чтобы выяснить, что оставило древние отложения, как в северной, так и в южной части мира, команда исследовала историческую документацию в поисках средневековых записей о странных лунных затмениях, которые могли соответствовать стратосферной дымке крупных эруптивных событий.

«Захватывающие атмосферные оптические явления, связанные с высокогорными вулканическими аэрозолями, привлекали внимание летописцев с древних времен», — пишут ученые.

«В частности, сообщаемая яркость лунных затмений может использоваться как для обнаружения вулканических аэрозолей в стратосфере, так и для количественной оценки оптической глубины стратосферы после крупных извержений».

Согласно записям НАСА, основанным на астрономических ретросчетах, в Европе за 20 лет последнего тысячелетия, между 1100 и 1120 годами нашей эры, можно было наблюдать семь полных лунных затмений.

Среди них свидетель лунного затмения, произошедшего в мае 1110 года, писал об исключительной темноте Луны во время этого явления.

«В пятую ночь мая месяца явилась Луна, ярко сияющая вечером, а затем постепенно ее свет уменьшился, так что, как только наступила ночь, она полностью погасла», — написал средневековый наблюдатель, как приводится в «Peterborough Chronicle».

С тех пор многие астрономы обсуждали это загадочное и необычно темное лунное затмение. Спустя столетия после того, как это произошло, английский астроном Джордж Фредерик Чемберс написал об этом: «Очевидно, что это [затмение] было примером «черного» затмения, когда Луна становится совершенно невидимой вместо того, чтобы сиять знакомым медным оттенком».

Несмотря на то, что это событие хорошо известно в истории астрономии, астрономы не предполагали, что оно могло быть вызвано присутствием вулканических аэрозолей в стратосфере, хотя это наиболее вероятная причина, как предполагает новое исследование.

«Мы отмечаем, что никаких других доказательств существования вулканической пылевой пелены, таких как затемнение Солнца, красные сумеречные свечения и / или красноватые солнечные гало, не удалось найти в ходе наших исследований в период 1108–1110 гг. Н. Э.», — пишут исследователи.

Если время подходящее, то какой вулкан был ответственным за облако серы, учитывая, что Гекла сейчас вне игры?

Хотя невозможно знать наверняка, команда считает, что наиболее вероятным объяснением является гора Асама в Японии, которая произвела гигантское многомесячное извержение в 1108 году — значительно большее, чем последующее извержение в 1783 году, унесшее жизни более 1400 человек.

В дневнике, записанном одним государственным деятелем, описывается событие 1108 года: «На вершине вулкана был пожар, в саду губернатора образовался толстый слой пепла, везде поля и рисовые поля стали непригодными для возделывания. Мы не видели что-то подобное. Это очень странная и редкая вещь».

В дополнение к свидетельствам очевидцев, исследователи также изучили свидетельства годичных колец, которые предполагают, что 1109 год н.э. был исключительно холодным годом (примерно на 1 градус Цельсия холоднее в Северном полушарии), исходя из значительно более тонких годичных колец.

Другая историческая документация, в частности, отчеты о климатических и социальных воздействиях в период 1109–1111 гг. Н. Э., Подтверждают гипотезу о том, что извержение 1108 г. (или серия извержений, начавшаяся в том же году) могло привести к катастрофическим последствиям для сообществ.

Исследователи обнаружили «множество свидетельств о неблагоприятных погодных условиях, неурожаях и голоде в эти годы», отметив, что «собранные данные показывают то, что трудности, начавшиеся в 1109 году, переросли в голод в нескольких регионах Западной Европы».

Конечно, эти давние невзгоды нельзя рассматривать как доказательство какого-либо конкретного извержения, но исследователи говорят, что все свидетельства, взятые вместе, предполагают, что «забытый» кластер вулканических извержений в период с 1108 по 1110 год привел к ужасным последствиям для человечества.  Мы только сейчас открываем их заново.

Результаты представлены в Scientific Reports.