8 мая 2021 года кусок космического мусора от китайской ракеты неконтролируемо упал в Индийском океане недалеко от Мальдивских островов.
Год назад, в мае 2020 года, еще одну китайскую ракету постигла та же участь, когда она вышла из-под контроля и упала в водах у побережья Западной Африки. Никто не знал, когда или куда любой из этих кусков космического мусора мог упасть, так что было облегчением, что ни один из них не попал в населенный район и никого не ранил.
Космический мусор — это любой нефункциональный объект, созданный человеком в космосе. Как профессор космоса и общества, специализирующийся на управлении космическим пространством, я заметил, что есть три вопроса, которые публика всегда задает, когда в новостях попадает падающий космический мусор.
Можно ли это предотвратить? Что было бы, если бы был нанесен ущерб? И как будут регулироваться новые коммерческие компании по мере экспоненциального роста космической деятельности и запусков?
Чтобы космическое право было эффективным, оно должно отвечать за три вещи. Во-первых, регулирование должно предотвращать возникновение как можно большего количества опасных ситуаций. Во-вторых, должен быть способ контролировать соблюдение требований и обеспечивать их соблюдение. И, наконец, законы должны заложить основу для ответственности, если что-то пойдет не так.
Итак, как складываются текущие законы и договоры, касающиеся космоса? Что интересно, изучение экологического права, может дать некоторые идеи о том, как улучшить текущий правовой режим в отношении космического мусора.
Представьте себе, что вместо того, чтобы упасть в океан, китайская ракета врезалась в ваш дом, пока вы были на работе. Чем бы вам помогли действующие законы?
Согласно Договору о космосе 1967 года и Конвенции об ответственности 1972 года, которые были приняты Организацией Объединенных Наций, это будет межправительственный вопрос. В договорах декларируется, что государства несут международную ответственность и несут ответственность за любой ущерб, причиненный космическим кораблем, даже если ущерб был причинен частной компанией из этого государства.
Согласно этим законам, вашей стране даже не нужно будет доказывать, что кто-то сделал что-то не так, если космический объект или его составные части нанесли ущерб инфраструктуре.
По сути, если кусок космического мусора из Китая приземлится на ваш дом, правительство вашей страны потребует компенсацию по дипломатическим каналам, а затем заплатит вам — если захотят подать иск.
Хотя шансы на то, что сломанный спутник приземлится на ваш дом, ничтожно малы, космический мусор регулярно падает на Землю. В 1978 году советский спутник «Космос 954» упал в пустынный район Северо-Западных территорий Канады.
Когда он разбился, он разбросал радиоактивные обломки своего бортового ядерного реактора по обширной территории. Совместная канадско-американская группа провела работу по очистке, которая обошлась более чем в 14 миллионов канадских долларов (11,5 миллионов долларов США). Канадцы запросили у Советского Союза 6 миллионов канадских долларов, но Советский Союз заплатил только 3 миллиона канадских долларов в качестве окончательного расчета.
Это был первый и единственный раз, когда Конвенция об ответственности использовалась, когда космический корабль из одной страны потерпел крушение в другой. Когда Конвенция об ответственности была введена в действие в этом контексте, возникли четыре регулирующие нормы.
Страны обязаны: предупреждать другие правительства о мусоре; предоставить любую информацию о надвигающейся аварии; устранить любые повреждения, нанесенные неконтролируемо падающим космическим объектом; и выплатить правительству компенсацию за любые повреждения, которые могут возникнуть.
Однако если у вас был небольшой орбитальный спутник, в который попал кусок космического мусора, вам и вашему правительству придется доказывать, кто виноват. Однако в настоящее время не существует согласованной на глобальном уровне системы управления космическим движением.
С десятками тысяч отслеживаемых обломков на орбите и множеством более мелких, не отслеживаемых фрагментов выяснить, что разрушило ваш спутник, будет очень сложно.
Текущее космическое право пока работает, потому что проблем было немного, и они решались дипломатически. По мере того, как все больше и больше космических аппаратов взлетает, риски для имущества или жизни неизбежно будут возрастать, и Конвенция об ответственности может получить большее применение.
Но риски для жизни и имущества — не единственные опасения, связанные с загруженными орбитами. В то время как поставщики запусков, операторы спутников и страховые компании заботятся о проблеме космического мусора из-за его влияния на космические операции, сторонники космической устойчивости утверждают, что космическая среда имеет ценность сама по себе и подвергается гораздо большему риску нанесения ущерба, чем люди на Земле.
Распространенное мнение состоит в том, что ухудшение состояния окружающей среды на Земле из-за загрязнения или неправильного управления вредно из-за его негативного воздействия на окружающую среду или живых существ. То же самое и с космосом, даже если нет явной прямой жертвы или физического вреда.
Но, поскольку статья 2 Договора по космосу заявляет, что ни одно государство не может владеть космическим пространством или небесными телами, неясно, будет ли это толкование применяться в случае причинения вреда объектам в космосе. Космос становится новым рубежом, на котором может разыграться трагедия общества.
Удаление с орбиты существующих крупных объектов, которые могут столкнуться друг с другом, было бы отличной отправной точкой для правительств. Но если Организация Объединенных Наций или правительства согласятся с законами, которые определяют правовые последствия в первую очередь за создание космического мусора и, это могло бы помочь смягчить будущее загрязнение космической среды.
Такие законы не нужно было бы изобретать на пустом месте. В Руководящих принципах Организации Объединенных Наций по предупреждению образования космического мусора 2007 года уже рассматривается проблема предотвращения образования космического мусора. Хотя некоторые страны перенесли эти руководящие принципы в национальные нормативные акты, внедрение во всем мире все еще не завершено, и нет никаких юридических последствий для несоблюдения.
Шансы на то, что человек погибнет от падающего спутника, близки к нулю. На случай, если это произойдет, нынешнее космическое право обеспечивает довольно хорошую основу для борьбы с таким событием.
Но, как и в начале 20-го века на Земле, нынешние законы сосредоточены на личности и игнорируют более широкую картину окружающей среды — хотя и холодную, темную и незнакомую.
Адаптация и обеспечение соблюдения космического права, которое предотвращает и удерживает участников от загрязнения космической среды — и привлекает их к ответственности, если они нарушают эти законы — может помочь избежать заваленного мусором неба.
Тимиби Аганаба, доцент кафедры космоса и общества, Государственный университет Аризоны.
Статья переиздана из The Conversation.
Определение хода времени в нашем мире тикающих часов и колеблющихся маятников — это простой случай…
Уран — необычная планета Солнечной системы.Хотя ось вращения большинства планет перпендикулярна плоскости их орбит, угол…
Что ж, вердикт вынесен. Луна все-таки сделана не из зеленого сыра.Тщательное расследование, опубликованное в мае…
Появляется все больше свидетельств того, что Марс когда-то был грязным и влажным, покрытым озерами и…
Звезда, находящаяся на расстоянии более 160 000 световых лет от Земли, только что стала эпическим объектом…
74 миллиона километров — это огромное расстояние, с которого можно что-то наблюдать. Но 74 миллиона…