Марс шаткий-шаткий. Третья луна могла бы объяснить ее сжатие и выпуклости.
Может ли давно потерянная луна объяснить довольно необычную форму Марса, а также рельеф на поверхности планеты? Это интригующая гипотеза, выдвинутая в новой статье астронома Майкла Эфроимского из Военно-морской обсерватории США в Вашингтоне, округ Колумбия.
В большей степени, чем любая другая планета Солнечной системы, Марс имеет ярко выраженную трехосную форму: эллипсоид со значительными различиями в кривизне вдоль всех трех его осей. Другими словами, он сжимается способами, которые раньше озадачивали экспертов.
Третья марсианская луна размером примерно в треть нашей собственной могла бы объяснить аномалию. Нынешние спутники Марса Фобос и Деймос могут даже быть расколотыми остатками этого объекта после разрушения во время катастрофического периода, известного как Поздняя тяжелая бомбардировка, около 4 миллиардов лет назад.
«Мы называем гипотетическую луну Нерио, в честь богиня войны, которая была партнером Марса в древних культовых практиках, а затем была вытеснена божествами, адаптированными из других религий», — пишет Ефроимский.
Согласно расчетам и моделированию Ефроимского, гравитационное притяжение предполагаемой массы должно было бы этого было достаточно, чтобы удлинить Марс до того, как его форма стала фиксированной, что потенциально могло тянуть туда и сюда древние океаны магмы.
«Первоначальная, «зародышевая» трехосность была создана массивной луной, вращающейся вокруг молодого и все еще пластичного Марса на синхронная орбита», — пишет Ефроимский в своей статье. «Показав Луне одну и ту же сторону, Марс принял форму, близкую, но не идентичную трехосному эллипсоиду, его самая длинная ось совмещена с Луной».
Присутствие Нерио также могло объяснить некоторые топографические особенности. на Марсе: по сравнению с остальной частью Солнечной системы, на Красной планете расположены самые выдающиеся возвышенности (Тарис), самый большой каньон (Валлес Маринерис) и самая высокая гора (Гора Олимп).
Эти выпуклости могли быть объяснены Нерио, утверждает Ефроимский. Большая луна в первые дни Марса также могла бы спровоцировать усиление вулканической активности, что потенциально привело бы к некоторым примечательным особенностям, которые мы видим на поверхности планеты сегодня.
«После того, как Луна произвела зародыш трехосности и асимметрии Марса, приливно-приподнятые провинции стали более других склонны к конвективным поднятиям, тектонической и вулканической активности», — пишет Ефроимский.
Гипотеза о потерянной луне до сих пор оставляет множество вопросов без ответа – например, нет никаких доказательств столкновения спутника размером с Нерио с Марсом – но дальнейшие исследования должны пролить больше света на то, существовала ли когда-либо эта луна.
Конечно, он мог уйти с орбиты или быть полностью уничтожен, и единственным признаком его недолгого существования является деформированная форма нашего пыльного красного соседа.
исследование было представлено для включения в Журнал геофизических исследований: Планеты и доступно на сервере препринтов arXiv.org.