В последние дни поступили сообщения о том, что покупатели опустошают полки супермаркетов от Ухани и Гонконга до Сингапура и Милана по причине распространения коронавируса. Такое поведение часто называют «панической закупкой».
Однако исследования показывают, что происходящее не имеет ничего общего с паникой. Это совершенно рациональный ответ на ситуацию.
Паника является одним из самых неизученных и неверно истолкованных из всех человеческих поведений. Общее традиционное понимание феномена основано на мифе, а не на реальности.
Если мы понимаем панику как состояние неконтролируемого страха, который ведет к иррациональному поведению, то, как люди обычно реагируют перед лицом стихийного бедствия, — это совсем другое.
Распространено убеждение, что социальный закон нарушается при бедствии. В голливудской версии наступает хаос, и люди действуют нелогичным или необоснованным образом. Реальность совсем другая.
Большинство исследований отвергает понятие «синдрома бедствия», описываемого как состояние шока или возникновения массовой паники. В реальных бедствиях люди обычно придерживаются принципов приемлемого поведения, таких как мораль, лояльность и уважение к закону и обычаям.
Если мы не видим паники, что мы видим? В отличие от большинства животных, люди могут воспринимать некоторые будущие угрозы и готовиться к ним. В случае чего-то вроде коронавируса одним из важных факторов является скорость, с которой информация может передаваться по всему миру.
Мы видим пустые улицы в Ухане и других городах, где люди не могут или не хотят выходить на улицу, опасаясь заразиться вирусом. Естественно, что мы хотим подготовиться к предполагаемой угрозе подобного разрушения для наших собственных сообществ.
Запасы продовольствия и других предметов снабжения помогают людям почувствовать некоторый уровень контроля над событиями. Это логичный мыслительный процесс: если вирус попадает в ваш район, вы хотите иметь возможность сократить ваши контакты с другими людьми, но также и гарантировать, что сможете пережить этот период вывода.
Чем больше воспринимаемая угроза, тем сильнее будет реакция. На этом этапе считается, что вирус имеет инкубационный период до 14 дней, поэтому люди хотят быть готовыми к изоляции как минимум на 14 дней.
Подготовка к периоду изоляции — это не результат крайнего или иррационального страха, а выражение наших укоренившихся механизмов выживания. Исторически нам приходилось защищать себя от таких явлений, как суровые зимы, неурожай или инфекционные заболевания, без помощи современных социальных институтов и технологий.
Запас продовольствия — действительный ответ. Это указывает на то, что граждане не беспомощно реагируют на внешние обстоятельства, а вместо этого думают о будущем и планируют возможную ситуацию.
Хотя часть этого ответа обусловлена стремлением к самостоятельности, в некоторой степени это также может быть стадным поведением. Стадное поведение основано на подражании тому, что делают другие, — такое поведение может быть своего рода условным сотрудничеством с другими (например, зевание).
Много неопределенности окружает бедствия, что означает, что все передовые решения принимаются на основе предполагаемых угроз, а не самой катастрофы. Из-за этой неопределенности люди склонны слишком остро реагировать. Мы, как правило, склонны к риску и стремимся подготовиться к худшему, а не к лучшему.
Когда дело доходит до хранения (или накопления) большого количества товаров, мы не знаем, сколько нам понадобится, потому что мы не знаем, как долго продлится кризис.
Соответственно, мы склонны к ошибкам и покупаем слишком много, а не слишком мало. Это естественный ответ рационального человека, который сталкивается с будущей неопределенностью и стремится гарантировать выживание своей семьи.
Скупка, — которая может привести к пустым полкам супермаркетов — может показаться иррациональной реакцией на эмоции. Но эмоции не являются иррациональными: они помогают нам решить, как сосредоточить наше внимание.
Эмоции позволяют людям дольше заниматься проблемами, заботиться о вещах и проявлять большую устойчивость. Они являются инстинктивным элементом человеческого поведения, который мы часто не учитываем, пытаясь понять, как люди действуют.
Изменения в индивидуальном поведении могут иметь масштабные последствия. Например, супермаркет обычно организует свою цепочку поставок и запасы на основе среднего уровня потребления.
Эти системы не очень хорошо справляются с большими колебаниями спроса. Поэтому, когда спрос растет — как это было в некоторых частях Китая, Италии и в других местах — в результате появляются пустые полки.
Вам не нужно спешить в эту самую минуту, чтобы купить несколько десятков банок консервов.
Но вы можете составить список покупок и неуклонно собирать то, что вам нужно. Сделанный таким образом, он дает магазинам время для пополнения запасов и не оставляет полки пустыми.
Дэвид А. Сэвидж, доцент кафедры поведенческой экономики, Бизнес-школа Ньюкасла, Университет Ньюкасла, и Бенно Торглер, профессор Бизнес-школы, Квинслендский технологический университет.
Эта статья опубликована The Conversation.
Математика, которую Альберт Эйнштейн разработал для описания гравитационного механизма физической Вселенной в начале 20 века,…
В последние годы астрономы разработали методы измерения содержания металлов в звездах с чрезвычайной точностью. Обладая…
Какими бы эффективными ни были электронные системы хранения данных, они не имеют ничего общего с…
В 1896 году немецкий химик Эмиль Фишер заметил нечто очень странное в молекуле под названием…
Если вам посчастливилось наблюдать полное затмение, вы наверняка помните ореол яркого света вокруг Луны во…
В ранней Вселенной, задолго до того, как они успели вырасти, астрономы обнаружили то, что они…