Недавно один из пользователей интернета @ gracie.ham глубоко проник в древние основы математики и обнаружил жемчужину: «Как кто-то мог придумать такое понятие, как алгебра?»
Он также спросил, для чего древнегреческий философ Пифагор мог использовать математику, и другие вопросы, связанные с извечной загадкой, является ли математика «реальной» или это что-то просто придуманное людьми.
Многие отрицательно ответили на этот пост, но другие, в том числе математики вроде меня, сочли вопросы весьма содержательными.
Философы и математики спорят об этом на протяжении веков. Некоторые считают, что математика универсальна; другие считают, она настолько же реальна, как и все, что изобрели люди.
Для меня часть ответа кроется в истории.
С одной стороны, математика — это универсальный язык, используемый для описания мира вокруг нас. Например, два яблока плюс три яблока — это всегда пять яблок, независимо от вашей точки зрения.
Но математика — это также язык, которым пользуются люди, поэтому он не зависит от культуры. История показывает нам, что разные культуры имели собственное понимание математики.
К сожалению, большая часть этого древнего понимания сейчас утеряна. Практически от каждой древней культуры несколько разрозненных текстов — это все, что осталось от их научных знаний.
Однако есть одна древняя культура, оставившая после себя изобилие текстов.
Глиняные таблички из древнего Вавилона, захороненные в пустынях современного Ирака, сохранились нетронутыми около 4000 лет.
Эти таблички медленно переводятся, и мы уже узнали, что вавилоняне были практичными людьми, которые хорошо умели считать и умели решать сложные задачи с числами.
Однако их арифметика отличалась от нашей. Они не использовали ноль или отрицательные числа. Они даже составили карту движения планет, не прибегая к исчислению, как это делаем мы.
Для вопроса @gracie.ham о происхождении алгебры особенно важно то, что они знали, что числа 3, 4 и 5 соответствуют длинам сторон и диагонали прямоугольника. Они также знали, что эти числа удовлетворяют фундаментальному соотношению 3² + 4² = 5², которое гарантирует, что стороны перпендикулярны.
Вавилоняне сделали все это без современных алгебраических концепций. Мы бы выразили более общую версию той же идеи, используя теорему Пифагора: любой прямоугольный треугольник со сторонами длиной a и b и гипотенузой c удовлетворяет условию a² + b² = c².
Вавилонская точка зрения опускает алгебраические переменные, теоремы, аксиомы и доказательства не потому, что они были неизвестны, а потому, что эти идеи еще не получили развития. Короче говоря, эти социальные конструкции возникли более чем через 1000 лет, в Древней Греции.
Вавилоняне с удовольствием и продуктивно занимались математикой и решали задачи без каких-либо из этих относительно современных представлений.
@ gracie.ham также спрашивает, как Пифагор придумал свою теорему. Короткий ответ: он этого не делал.
Пифагор Самосский (ок. 570–495 до Н. Э.), Вероятно, слышал об идее, которую мы теперь связываем с его именем, когда он был в Египте. Возможно, он был человеком, который предал ее Греции, но мы точно не знаем.
Пифагор не использовал свою теорему ни для чего практического. В первую очередь он интересовался нумерологией и мистикой чисел, а не приложениями математики.
С другой стороны, вавилоняне вполне могли использовать свои знания о прямоугольных треугольниках для более конкретных целей, хотя на самом деле мы и этого не знаем. У нас действительно есть свидетельства из древней Индии и Рима, показывающие, что размеры 3-4-5 использовались как простой, но эффективный способ создания прямых углов при строительстве религиозных алтарей и геодезии.
Как получить правильные углы без современных инструментов? В древних индуистских текстах даются инструкции по изготовлению прямоугольного алтаря огня с использованием конфигурации 3-4-5 со сторонами длиной 3 и 4 и длиной по диагонали 5. Эти измерения гарантируют, что алтарь получит прямые углы в каждом углу.
В 19 веке немецкий математик Леопольд Кронекер сказал: «Бог создал целые числа, все остальное — дело рук человека».
Я согласен с этим мнением, по крайней мере, в отношении положительных целых чисел — целых чисел, которыми мы считаем — потому что вавилоняне не верили в ноль или отрицательные числа.
Математика появилась очень и очень давно. Задолго до Древней Греции и Пифагора.
Математика реальна? Большинство культур сходятся во мнениях относительно некоторых основ, таких как положительные целые числа и прямоугольный треугольник 3-4-5. Практически все остальное в математике определяется обществом, в котором вы живете.
Дэниел Мэнсфилд, преподаватель математики, UNSW.
Эта статья опубликована The Conversation.
Тысячи метров под землей, в хтонических глубинах земной коры, ученые наконец-то поймали солнечные нейтрино в…
Климат Земли колебался между ледниковыми периодами и более теплыми периодами в течение миллионов лет, что…
Наступил декабрь, а вместе с ним и пиковый метеорный сезон в северном полушарии.Именно в это…
Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Это также одна из крупнейших планет во Вселенной.…
НАСА официально потеряло контакт с космическим кораблем, который находился на орбите Марса с 2014 года.Космический…
После нескольких месяцев ожиданий и дебатов в Австралии вступил в силу запрет на социальные сети.Молодые…
Просмотреть комментарии
Слова Пифагора(пифагорейцев) "Все сущее есть число" не так просто доказать. Это хорошо получается на проблемных числах Ферма, Имею наработки по этой теме. Почему в окружности 360 градусов, а на руке пять пальцев? Немало и других ответов на вопросы.
Математика как таковая настолько реальна, насколько реальны способ счёта и язык общения.
По статье очень хорошо виден критерий, по которому можно что-то реалистичное извлечь.
С тех пор как появилось книгопечатание, появилось и множество жанров, его использующих.
В том числе детективных, фантастических, ... сюрреалистических в разных оттенках.
Разумеется, и летописи тоже. Учебники истории, ... Вот тут сложней.
Очень мало таких учебников именно истории, которые хотя бы можно хотя бы в каком-то доверительном объеме проверить. Собственно, получается так, что историей уже давно стали книги. Ну, и музеи, наверное. В музеях, в основном, можно посмотреть вполне вещественные артефакты. И только по ним как-то пробовать представить себе то, к чему рассмотренный экспонат относится. Потому как все остальное- фантазии составителей описаний.
В математике много проблем ...